Сток он Трент центр гончарного производства

С древних времён человечеству знакомо искусство гончарного дела. Однако, первый настоящий фарфор был изготовлен лишь в 3 веке до нашей эры в Китае. Почти 1000 лет китайские мастера хранили его рецепт в строжайшей тайне. Европа сходила с ума по дорогущим фарфоровым изделиям из Поднебесной. Лишь в 18 веке был совершён прорыв — в Дрездене начали производить керамику. Спустя несколько лет, фарфоровых фабрик стало больше. Центром керамического производства стал Стаффордшир. Местные мастера добились такого прогресса, что по сей день все секреты их мастерства до сих пор не разгаданы... 
 

Вся гончарная промышленность северного Стаффордшира была сосредоточена вокруг шести городов: Танстолл, Бурслем, Хэнли, Сток, Фентон и Лонгтон. Сейчас всё это объединено в один город, который носит название Сток-он-Трент. Весь этот регион раньше называли Гончарными мастерскими. Большинство мировых инноваций в производстве керамики берут своё начало именно здесь.
 

Сток-он-Трент (местные говорят просто Сток)  это федерация из шести городов: Сток-апон-Трент, где находились администрация и главная железнодорожная станция округа. Хэнли - главный торговый центр. Остальные четыре города - это Бурслем, Танстолл, Лонгтон и Фентон. Сток-он-Трент - это родина гончарной промышленности Англии, центр промышленного района Поттерис, а местные жители известны как поттеры. Официально город образовался в 1910 году.

Со временем гончары стали использовать меньше местной глины, потому что она была красной. Вместо этого они импортировали белую глину из юго-западной Англии. Две из самых известных гончарных компаний в Сток-он-Трент были основаны Джозайей Веджвудом в 1759 году (Wedgwood) и Джозайей Сподом в 1767 году (Spode). Среди более поздних компаний были такие, как Mintons, Aynsley и Doulton.

Здешние места идеально подходили для развития гончарной отрасли. Тут было в изобилии глины, как и угля, столь необходимого для растопки печей. Из соседних регионов сюда доставляли свинец, соль и мелкий песок. Строительство канала Трент и Мерси в 1777 году дало дополнительный импульс развитию гончарной отрасли . Мастера теперь могли импортировать белую фарфоровую глину из Корнуолла , Дорсета и Девоншира. Это значительно облегчило производство фарфора и невероятно изысканных керамических изделий кремового цвета, которые были изобретены местными гончарами. Эта посуда в начале 19 века пользовались просто белённой популярностью.  

Но история показывает, что поселения на этой территории существовали тысячи лет. Первые записи о существовании Хэнли появились в 1227 году. Известная тогда как Ханлих, это была небольшая деревня. Свидетельства добычи угля и обработки железа в Танстолле также относятся к 13 веку. В средние века эти поселения оставались такими же деревнями.
Производство керамики в Сток-он-Трент началось в середине 17 века, когда было основано небольшое сообщество фермеров-гончаров. Они производили горшки для масла в Бурслеме. Поэтому многие считают Бурслем "матерью гончарного дела". Поттеры начали создавать небольшие фабрики в соседних Хэнли, Стоке и Танстолле, а также в Фентоне и Лонгтоне, и к 1740 году здесь выросла довольно значительная промышленность.

В 1848 году в Сток-он-Трент была построена железнодорожная станция, и наступила новая эра в истории. К этому времени гончарные деревни превратились в большие города, самым большим из которых был Бурслем.
Федерацию предлагалось создать еще в 1888 году. Однако только в 1910 году шесть городов были официально объединены, и Хэнли был назван его центром. В 1925 году федеративный Сток-он-Трент наконец получил статус города.
 В настоящее время Сток-он-Трент по-прежнему является центром керамической промышленности в Великобритании, известным своей посудой, плиткой и сантехникой.

В 2015 году компании Wedgwood, Royal Doulton и Royal Albert вошли в холдинг WWRD (в него же входит Royal Copenhagen и некоторые другие), который принадлежит финской компании Fiskars. Часть продукции сейчас выпускается не в Сток-он-Трент, а в Индонезии, так что покупая фарфор этих фирм, изготовленный после 2015 года, надо иметь в виду, что он может быть произведен в Индонезии. Некоторое время назад был даже скандал по поводу того, что фарфор, изготовленный в Индонезии, продавался под маркировкой Wedgwood England.

Знатоки фарфора говорят, что отличить Веджвуд, сделанный в Англии, от индонезийского можно по цвету и по весу.

Но свято место пусто не бывает, и в Сток-он-Трент работают и компании, выпускающие чисто "английский" фарфор.
Одна из таких компаний - Roy Kirkham, которая до сих пор является семейный бизнесом. Основатель бизнеса - Рой Киркхэм работал мастером-гравером по медным пластинам. В начале 1970-х годов он начал свой бизнес по производству "кувшинов Тоби" (пивных кружек в виде узнаваемого человека. Как правило этот человек держит в руке кружку пива и одет в одежду 18 века).

Toby jug был придуман и популяризирован стаффордширскими гончарами в 1760-х годах. Наиболее широко распространенная версия названия кружки "Toby jug" гласит, что оригиналом был йоркширец Генри Элвес, «известный тем, что выпил 2000 галлонов крепкого пива Stingo из своей серебряной кружки, ничем не закусывая. Его прозвали Тоби Филпот, и после его смерти в 1761 году лондонский издатель популярных эстампов Кэррингтон Боулз выпустил его портрет. Он стал бестселлером, как и кувшины "Тоби" гончара Поттера Ральфа Вуда из Бурслема, основанные на портрете.
Вот такие кружки поначалу и выпускал Рой Киркхэм.

Гончары Стаффордшира обжигали свои изделия в специально выстроенных для этого печах, которые имели форму бутылок. У них было мощное круглое основание и сужающийся к верху дымоход. В период пика расцвета отрасли здесь было больше четырёх тысяч печей. К середине 20 века осталась лишь половина.

Внешняя часть печи бутылочной формы защищала помещение внутри от непогоды. Гончары размещали здесь тысячи своих изделий, а из узкого дымохода подымалось ввысь пламя. Для того, чтобы защитить посуду от угольной пыли в печи, горшки помещали в специальные шамотные ящики. Эти ящики ставили в печь друг на друга, образуя огромную колонну. 
 

Самой тяжёлой работой в гончарном деле считалось доставать горшки из печей. Обычно им давали остыть в течение двух суток после обжига, но иногда заказы были настолько срочными, что приходилось извлекать ещё пышущие жаром, раскалённые изделия. Работники обычно носили несколько слоёв одежды и обматывали голову мокрыми тряпками, чтобы защититься от огня и жара.

Для каждой партии посуды требовалось полтора десятка тонн угля. Большая часть тепла просто выбрасывалась в трубу. Конечно, процесс был чрезвычайно расточительным и неэффективным. Дым выходил из горлышка бутылочной печи и опускался на улицы Лонгтона туманом. Местные жители считали хорошим днём тот, в который им удавалось разглядеть другую сторону улицы. Часто же невозможно было даже хорошо разглядеть руку, которую держали перед глазами. 

Гончарные мастерские давно не работают 
Гончарный бизнес был чрезвычайно прибыльной отраслью. Только вот печи очень сильно загрязняли атмосферу. Горожане сравнивали дым от гончарных печей с дымом и пеплом от извержения вулкана. С течением времени, когда забота об окружающей среде начала больше беспокоить человечество, промышленность стала стараться всё меньше использовать уголь. Почти все гончарные печи в 1960-х годах снесли. Осталось лишь менее полусотни зданий, которые сохранили в качестве памятников архитектуры. На одной из фабрик сейчас располагается Гладстонский гончарный музей.  Человек научился производить множество великолепных изделий из самых разнообразных материалов. 

Сохраняя традиции, мы сохраняем своё будущее, мы остаёмся уникальными.