Клейма Karl Ens с датами можно посмотреть → в этой статье ←.
Фарфор Карла Энса знаменит своими анималистичными статуэтками. Птицы и животные этой мануфактуры отличаются живостью и тонкостью исполнения. Марка основана потомственным художником по фарфору и развита сыновьями.
Начало
История Карла Энса начинается в маленьком городке Лауша, расположенным на земле Тюрингии в Германии. Лауша знаменит своими стеклодувами и витражной живописью. Считается, что примерно в 1848 году там выдули первые стеклянные ёлочные шары и Лауша долго считался самым крупным производителем стеклянных ёлочных украшений. И по сей день Лауша производит праздничные стеклянные украшения.
Но с открытием фарфоровых мануфактур в Лимбахе и Фолькштедте во время расцвета тюрингского фарфора, в Лауше начинает стремительно развиваться роспись по фарфору, превосходя в востребованности роспись по стеклу.
Расцвет фарфора Тюрингии
Важную роль в становлении не только Карла Энса, но и в развитии фарфоровой индустрии Германии, сыграл Георг Генрих Машелейд (1723-1801). Его считают одним из изобретателей фарфора и основателем триумфального фарфорового производства в Тюрингии. Будучи работником на стекольном заводе он экспериментирует с различными видами глины и в 1757 году он открывает свой состав фарфоровой массы, отличающийся от мейсенской. В 1760 Машелейд даёт прошение принцу Иоганну-Фридриху фон Шварцбург-Рудольштадту об основании фарфорового завода, и в итоге получает добро на основание производства в Зитцендорфе. Однако, позднее весной 1762 года производство перенесено в Фолькштадт (Volkstedt) Тюрингия, Германия.
В Фолькштадте производили необычайно широкий ассортимент продукции: сервизы для кофе, чая или горячего шоколада, предметы интерьера, подсвечники, вазы, умывальные раковины, кружки, масленки, пуговицы, приклады ружей и эфесы рапир, медали и знаменитые статуэтки.
В 1784 году Машелейд вышел из компании, а принц назначил ему пожизненную пенсию. Машелейд продолжал экспериментировать над качеством фарфоровой массы и разрабатывать новые идеи. Он направил своё внимание на разработку технического фарфора, а именно керамических труб, которые смогли бы заменить деревянные и каменные, использовавшиеся тогда. Фаянсовые трубы могли бы обеспечить бесперебойную подачу воды, не требуя технического обслуживания, но к сожалению, Машелейд не успел довести свои идеи до конца.
Производство, основанное Машелейдом, арендовал купец Кристиан Нонне в 1767 году и позже привёл его к художественному и экономическому процветанию. Нонне также арендовал фарфоровое производство Ильменау. Но это уже отступление.
Иоганн Карл Энс
Род Энсов - потомственные художники по фарфору. Потомки Энсов прибыли в Тюрингию работать лесниками. Иоганн Карл Энс (1759-1813) стоял на истоках расцвета фарфорового производства в Тюрингии и стал "прародителем" своей художественной династии. Он научился расписывать фарфор на мануфактуре в Брукерге, но когда производство пришло в упадок в конце 1780-х, он переехал работать в Тюрингию, где изготовление фарфора процветало.
В 1790 году он открыл своё собственное дело в Лауша. Популярность фарфоровых изделий позволила скромному предприятию иметь достойную прибыль.
Фридрих Карл Энс
Фридрих Карл Энс (родился в 1802) был одним из четырех детей Иоганна. Мальчик проявил художественную изобретательность и творческую силу уже в раннем возрасте, и отец взял его в качестве внештатного помощника в свою мастерскую. Но ранняя смерть отца (на тот момент Фридриху было 11 лет) вынудила Фридриха стать кормильцем семьи. Он лишился возможности продолжать своё художественное обучение, поэтому он совершенствовал свои навыки самостоятельно, расписывая фарфоровые чаши охотничьих курительных трубок. Так он совершенствовал навык и зарабатывал на жизнь. В то время были популярны сцены охоты и и всадников, к тому же трубка из фарфора была символом статуса, особенно среди братств.
В 19 лет Фридрих основал собственную мастерскую. Он не любил копировать шаблоны, и разрабатывал свои мотивы. Он рисовал копии лишь тогда, когда его об этом настойчиво просили. Фридрих усердно совершенствовал своё мастерство, проводя поздние ночи после работы за чтением литературы по техники живописи и анатомии животных.
В 1837 году Фридрих присоединился к компании по росписи фарфора, более известную сегодня под названием Ens & Greiner. В то время набирает популярность литография и благодаря этому у Фридриха открываются новые возможности для развития своих навыков. Он создает многочисленные охотничьи сюжеты и жанровые картины.
Фридрих Карл Энс был изумительным художником но, увы, не талантливым предпринимателем. Его работа не принесла ему должностного богатства. Даже при том, что примерно в 1855 году роспись фарфора играла главную роль в доходе Лауша, и в мастерской Фридриха работало до 150 человек.
В 1861 Фридрих вместе с Триенбером становится владельцем фабрики Фолькштадт, основанной Машелейдом. Сегодня это предприятие известно под именем Triebner, Ens & Co.
Сыновья
Сыновья Фридриха Карла Энса, Карл и Эдуард, продолжили дело отца. Они работали дизайнерами по фарфору, сыграв большую роль в художественных усовершенствованиях продукции Фолькштадтской мануфактуры Trienbner, Ens & Co. Благодаря братьям Энсам изделия фабрики приобрели популярность за счет своей красоты и непревзойденного исполнения.
Примерно в 1894 сыновья создали свои первые статуэтки, которые в итоге стали фирменным знаком мануфактуры. Но братья Энсы покидают Trienbner, Ens & Co, и в 1899 году был основан фарфоровый завод Karl Ens в Фолькштадте. Таким образом, была учреждена компания Karl Ens. Карл заведовал производством с 1919 по 1939 год. Управление компанией переходило от сына к сыну: Карл передал дело Полу, в 1927 году предприятием управлял Эдвард и Херман Энс. Мануфактура пережила две мировые войны и в 1959 году главных акционером Карла Энса стало правительство ФРГ.
Trienber, Ens & Co получает новое название - Старейшая Фолькштадтская фарфоровая фабрика (Aelteste Volkstedter Porzellanfabrik AG). В 1937 году она слилась с фабрикой Унтервайсбаха.
Сегодняшний день
В 1972 году предприятие было национализировано и сделано частью концерна VEB Sitzendorfer Porzellanmanufaktur и стало называться VEB Unterglasurporzellanfabrik. В 1990 году Karl Ens был вновь приватизирован во время объединения Германии, но позже прекратило работу окончательно.
Итого:
- Porzellanfabrik Karl Ens (1898-1972)
- VEB Unterglasurporzellanfabrik (1972-1974)
- VEB Sitzendorfer Porzellanmanufaktur (1974-1990)
Вот как выглядит фабрика сегодня: