Эпоха ар-деко... Смелые этнические узоры, яркие орнаменты, кричащий шик и роскошь, - этот стиль остался незабываемым, самым удивительным и необычайно красивым направлением искусства 20 века. Это стилевое направление модерна появилось вместе со стремительным промышленным развитием и отражало настроение и образ жизни людей Запада времени шока после Первой мировой войны и русской революции. "Ревущие двадцатые" - люди, измученные войной, жаждали жизни. Ар-деко позволял наслаждаться здесь и сейчас, стойко противостоял пессимизму и кричал о радости бытия.
Интересующий нас сейчас вид изобразительного искусства - керамика. В этой статье мы познакомимся с лицом британского ар-деко - Кларисс Клифф (Clarice Cliff).
Её работы – это немыслимые, но в тоже время простые формы, это восторженно радостные гаммы цветов - солнечные оранжевые и жёлтые тона. Более 500 различных форм и 2000 моделей оставила Кларисса Клифф в наследство мировому развитию декоративно-прикладного искусства. Бешеную популярность и успех её посуда приобрела мгновенно за счёт ярких и «весёлых» палитр. Глядя на праздничные чашечки, излучающие позитив, люди забывали о тревогах, которые витали в пространстве 20-х - 30-х годов.
Стоит заметить, что популярность была не случайной, а весьма закономерной, путь художницы был сложен и тернист. Давайте окунёмся в эпоху того времени, когда в 1899 году в городке Танстолл (гончарная столица Великобритании) родилась Кларисса Клифф, и пройдём вместе с ней её жизненный путь от физического рождения до рождения её славы.
Кларисса Клифф родом из Танстолла. Она появилась на свет на террасе скромного дома Меир-Стрит. Отец Клариссы - Гарри Томас Клифф работал на чугунолитейном заводе. В семье было семеро детей, поэтому матери Клариссы, помимо воспитания детей, приходилось помогать главе семейства и подрабатывать прачкой, чтобы пополнить бюджет.
В возрасте 13 лет Клифф начала работать подмастерьем в гончарной промышленности. Первой её работой были золотые линии, которые она наносила на посуду традиционного дизайна. Как только Клариссе удалось овладеть этой техникой, она перешла в другую мастерскую, чтобы учиться рисовать от руки и, в то же время, по вечерам осваивать науку в школе искусств.
В 1916-ом году Клифф приняла необычное решение устроиться на фабрику AJ Wilkinson («Королевская керамика Уилкинсона») в Берслеме. Ей приходилось тратить много времени и сил, чтобы каждый раз добираться на работу и обратно. В этом Кларрисе помогала её абициозность, которая не только придавала ей сил, но и помогала подниматься по карьерной лестнице. Она училась на новом месте всему, чему только можно было научиться: приобретала навыки изготовления статуэток и ваз, училась ручной росписи, эмалированию (заливка цветов внутри контура), нанесению полос и многому другому. Через некоторое время на талантливую сотрудницу обратило внимание руководство фабрики, это дало возможность Клариссе за счёт финансирования от предприятия поступить в Королевский колледж искусств и уехать в Париж для изучения дизайна.
В 1925 году на Парижской выставке Кларисса увидела новую французскую керамику, она произвела огромное впечатление на её богатое воображение, и в последствии, это нашло отражение в выпуске столовой керамики в стиле ар-деко, где молодой дизайнер Кларисса Клиф изготовила свою коллекцию под названием – «Bizarre» (Причудливая). А затем, последовательно, появились коллекции «Fantasque» (Фантастичная), «Bon Jour» (Бонжур) и несколько позже – «Crocus» (Крокус), они содержали не только предметы традиционной, но и революционно новой формы.
"Bizarre"
"Bon Jour"
"Fantastique"
Рисунок "Crocus" на форме "Bon Jour"
После возвращения из Парижа, Кларисса продолжила учиться ремеслу на фабрике AJ Wilkinson, помогая ведущим художникам, и, наконец, когда её потрясающие навыки были признаны руководством, она получила возможность работать в своей собственной студии. Теперь Клифф могла творить самостоятельно, и она начала разукрашивать бракованную белую фарфоровую посуду своими собственными рисунками от руки в стиле ««Bizarre» (Причудливой) (*интересный факт: ваза Sunray 1929 года, оформленная мотивами, характерными для ар-деко, была продана на аукционе за 7000 долларов).
Новая линия «Bizarre» (Причудливая) сразу же стала популярной, и в конце концов, термин Bizarre стали использовать как общее название для всей линейки моделей Clarice Cliff. Стоит отметить, что стиль ар-деко в керамическом декоре включает в себя стилизованные изображения восходящего или заходящего солнца, шеврона и геометрические узоры, основанные на повторяющихся линиях перекрывающихся прямоугольных форм. Также популярны были для этого стиля ступенчатые формы, такие как зиккурат и пирамида, происходящие из ацтекской и египетской культуры.
Карьера Клариссы развивалась стремительно, и к 1929 году её команда декораторов состояла приблизительно из 70 художников, в основном молодых женщин, которых называли Bizarre Girls («причудливыми девочками»), которые вручную расписывали посуду под руководством Клифф. Вся работа в студии Клариссы Клифф была построена на разделении труда: некоторая часть ее работниц наносила на поверхность изделия рисунок, потом уже другие заполняли нанесённые контуры нужным цветом. В 1968-ом году компания "Midwinters", которая производила керамику Клифф, была объединена с J и Г Мекин, а в 1970 году она вошла в состав группы "Веджвуд" и с этого же года "Веджвуд" владеет именем Клифф (*занимательный момент: в 1992-2002 Веджвуд воспроизвёл ряд моделей художника, но их сразу же расхватали коллекционеры).
В 1930 году Кларисса Клиф была назначена арт-директором в Newport Pottery и A. J. Wilkinson – двух соседних фабрик, производивших её изделия.
Одним из самых популярных дизайнов того времени был Crocus, разработанный Клариссой в 1928 году. Она создала простой рисунок из цветов крокуса - оранжевого, синего и фиолетового, каждый из которых был построен уверенными восходящими штрихами. Затем добавила зеленые листья, держа кусок вверх ногами и рисуя тонкие линии среди цветов. Рисунок Крокуса был полностью раскрашен вручную. Необычный дизайн и яркие цвета мгновенно привлекли внимание большинства людей, и линия Crocus сразу же стала лидером продаж. Более двадцати молодых художников производили только один Crocus всю рабочую неделю на протяжении большей части 1930-х годов. Последние части Крокуса с клеймами Клариссы Клифф были сделаны в 1963 году, хотя "Midwinters» (который купил фабрику) продолжал рисовать его на заказ до конца 1968 года.
Крокус представлен на изображениях ниже.
Помимо выдающегося таланта в области керамики, Клифф обладала коммерческой жилкой и вела очень грамотную маркетинговую политику. В начале 1930-х годов на её фабрике выпускали небольшие цветные печатные листовки (довольно необычные для того времени), которые можно было получить по почте или взять в магазине. В штате была одна единственная девушка, которая вкладывала в конверты с адресом рекламные проспекты, наклеивала марки и отправляла по почте. Этот рекламный приём был явно успешным, поскольку в то время многие женщины покупали керамику по "почтовому заказу" из рекламы в журналах. Серия листовок, каждая из которых охватывала целый ряд произведений в аналогичном стиле или наборе цветов, включала в себя буклеты для Bizarre, Fantasque, Delecia, Appliqué, Inspiration, Crocus & Gayday и другие.
Кларисса постоянно фонтанировала новыми идеями. Не успевала устареть одна посуда, она уже выпускала новую. Покупателям очень полюбились серии: Melon и Circle Tree. В 1934 году Клифф выпустила серию My Garden, которая была популярна в качестве подарка. Также пользовалась спросом серия Raffia, в основу которой легли традиционные корзинки коренных американцев. Особенной популярностью пользовалась керамика Harvest – кувшины и чаши, которые были украшены кукурузой, фруктами и цветами. Стоит отметить, что керамика Клариссы Клифф с большим успехом продавалась по всей Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, но не в континентальной Европе. В Лондоне в некоторых ведущих магазинах эту керамику можно было купить, но большим спросом она не пользовалась.
До сегодняшних дней сохраняется интерес к работам девушки из рабочего класса, которая приобщила людей к современному искусству. На аукционах довольно много работ Клариссы Клифф, которые можно приобрести относительно недорого, но есть и вещи, цена которых доходит до десятков тысяч долларов.
Славу и успех Клариссы Клифф в 1930-е годы сейчас трудно оценить в полной мере, но в то время не было такого понятия, как "карьерные женщины". Огласка, которую она получила в национальной прессе, была беспрецедентной. Исследование современной прессы, проведенное в период с 1928 по 1936 год, показало, что 360 статей о Клифф и ее работе были опубликованы в профессиональной прессе, женских журналах, национальных и местных газетах.
В середине 1990-х годов имя Клифф включили во все ведущие и самые солидные международные справочники и антикварные энциклопедии, как одно из самых выдающихся имён художников своей эпохи. К столетию со дня рождения Клариссы с огромным успехом прошла выставка "Кларисса Клифф. Искусство Причудливых", которая состоялась в Музее Веджвуда. Более 600 экспонатов были собраны и выставлены в Музее. А в сентябре 2009 года в лондонском Музее Виктории и Альберта открылись «Новые галереи керамики», где были представлены работы Клифф.
Спасибо за внимание!